8 800 333 09 08

(Звонок по России бесплатный)

Заказать звонок
RU CN EN

Подписывайтесь
в социальных сетях

Поиск по сайту

Меню сайта

8 800 333 09 08
8 800 333 09 08

г. Суздаль, улица Коровники 45

Находясь на gtksuzdal.ru вы соглашаетесь с тем, что мы используем куки-файлы.

Подробнее

Находясь на gtksuzdal.ru вы соглашаетесь с тем, что мы используем куки-файлы.

Подробнее

Перезвоните мне

Имя

Заполните, пожалуйста

Телефон

Заполните, пожалуйста

Отправляя заявку,
вы соглашаетесь с условиями

Политики конфидециальности
8 800 333 09 08

(Звонок по России бесплатный)

Задать вопрос

Имя

Заполните, пожалуйста

Электронная почта

Заполните, пожалуйста

Сообщение

Заполните, пожалуйста

Отправляя заявку,
вы соглашаетесь с условиями

Политики конфидециальности

Спасибо

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Ошибка

В процессе получения презентации произошла ошибка.

Мы уже оповещены об этом и устраняем неисправность.

Заказать
звонок

Как вас зовут?

Пожалуйста, заполните

Контактный телефон

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Задать вопрос
и получить консультацию

Как вас зовут?

Пожалуйста, заполните

Адрес электронной почты

Пожалуйста, заполните

Сообщение

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Подписаться
на рассылку

Адрес электронной почты

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Скачать
презентацию

Как вас зовут?

Пожалуйста, заполните

Адрес электронной почты

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Отправить
заявку

Как вас зовут?

Пожалуйста, заполните

Адрес электронной почты

Пожалуйста, заполните

Сообщение

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Название формы

Как вас зовут?

Электронная почта

Заезд

Пожелания

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

ГТК «Суздаль». История в деталях

«Малиновые пиджаки» и страсти по бильярду: как в ГТК «Суздаль» снимали фильм «Классик»?

Малиновые пиджаки, бандитские разборки и …страсти по бильярду, которым в едином порыве увлеклась целая страна. Это приметы, по которым нетрудно догадаться, о каком времени в современной истории России идет речь. В лихие 90-е бильярд завоевал небывалую популярность на постсоветском пространстве. Бильярдные столы стояли повсюду: в барах и ресторанах, кинотеатрах и гостиницах, в особняках «новых русских».

Только один бильярдный клуб мог принимать в год свыше 7,5 тысяч любителей поиграть. За партией в пирамиду вершились судьбы, заключались сделки, выносились приговоры. И, порой, ставки были очень высоки: в буквальном смысле исчислялись чемоданами «зелени», то есть десятками тысяч долларов, и часто игра стоила жизни. Такие уж были времена.

Бильярд как философия жизни

Игра на бильярде как яркая примета эпохи, способ решения вопросов, символ зыбкого будущего, в прогнозировании которого огромную роль играет «госпожа удача», твердая рука, умение блефовать и действовать невозмутимо – все это в центре сюжета русского боевика «Классик», который вышел на экраны в 1998 году и снимался в Суздале.

Значительная часть съемок фильма Георгия Шенгелии проходила в узнаваемых локациях ГТК «Суздаль». Картина привлекает внимание звездным актерским составом: главные роли исполнили Алексей Гуськов, Сергей Никоненко, Юозас Будрайтис, Лидия Вележева. В эпизодах появляются не менее известные артисты: Владимир Этуш, Александр Панкратов-Черный, Владимир Зельдин.

«Классик» получил кинопремии «Ника», «Кинотавр» и фестиваля «Созвездие».

По сюжету в небольшой провинциальный город, роль которого и исполнил Суздаль, едет легенда бильярда, признанный мастер Николай Горский по прозвищу Классик (Сергей Никоненко). Его задача обыграть местного авторитета и профессионального игрока Савицкого (Юозас Будрайтис), который с помощью бандитов похищает деньги, собранные в поддержку ветеранов игры. Классик должен обыграть Савицкого, вернуть фонд и наказать подлеца за неспортивное поведение. Интересно, но в момент работы над ролью бандита Юозас Бурдайтис занимал высокий пост атташе по культуре посольства Литвы в России, а через какое-то время стал министром-советником. Вот такая забавная имиджевая нестыковка между кино и жизнью.

Но вернемся к бильярду. Ставка в поединке составила космическую сумму в 150 тысяч долларов. Другими словами – все или ничего. Накануне решающей игры на Классика нападают и повреждают ему руку. Вместо него к столу должен выйти телохранитель, роль которого исполнил Алексей Гуськов. Маски сорваны. Именно он, к удивлению коварного соперника и всех присутствующих, и оказывается легендарным Классиком. И это одна из главных интриг фильма.

Играли любовь и раздражали «новых русских»

Кульминационная сцена бильярдной партии снималась в одном из залов ГТК. Символично, что он и сегодня используется как бильярдная. Правда, стол здесь стоит другой – не тот, что фигурирует в фильме, но сама обстановка не изменилось: тот же узнаваемый потолок, покрытый деревянными панелями из ценной белорусской лиственницы, те же нависшие над зеленым сукном светильники в стиле модерн. Бильярдная легко узнается, как и интерьер ресторана «Купеческий» с его знаменитыми самоварами, которые, кстати, появляются в еще одной известной картине, снимавшейся в турцентре – советской новогодней сказке «Чародеи», о которой мы рассказывали отдельно.

Узнаваемы и другие локации: входная группа ГТК «Суздаль», куда подъезжает синее авто Классика, просторный холл отеля, зона ресепшн, номер, где беседуют Алексей Гуськов и Александр Панкратов-Черный, автомобильная стоянка, бассейн с панорамными окнами. Именно здесь разворачивается одна из любовных сцен с участием Лидии Вележевой.

Интересно, что к моменту съемок Алексей Гуськов и Лидия Вележева были женаты и уже воспитывали двоих сыновей. Так что актерам даже не пришлось «играть любовь».

В сцене же, где герой Гуськова, настраиваясь на сложную партию, совершает утреннюю пробежку по заснеженному лугу вдоль Каменки, на заднем плане мелькает узнаваемая красная стена Спасо-Евфимиева монастыря и Спасо-Преображенский собор. Появятся в картине и площадь с Торговыми рядами, и улица Ленина, и даже традиционная для Суздаля лошадиная повозка, преградившая пусть черному джипу «новых русских» и вызвавшая их гнев.

Киноистория «Классик» уникальна еще и тем, что это единственный художественный фильм о бильярде, снятый в России.

Снимали ночью

Одна из сотрудниц ГТК «Суздаль» вспоминала, что съемочный процесс проходил преимущественно ночью, так как днем зал ресторана, расположенного чуть ниже бильярдной, был заполнен людьми:

Съемки проходили по ночам. Мы старались сделать все, чтобы не помешать гостям отеля. Местные жители участвовали в массовке. Все были счастливы увидеть известных актеров лицом к лицу.

С другой стороны, перед артистами ставились сложные психологические задачи, требующие полного погружения в роль, и ночные съемочные часы этому только способствовали.

Сергей Никоненко в жизни в русский бильярд играет, знаком с правилами и любит проводить время за бильярдным столом.

А вот Алексей Гуськов до участия в картине никогда кия в руках не держал, поэтому, по настоянию Георгия Шенгелии, ему пришлось пройти обучение. Актер брал уроки у профессиональных игроков. Три месяца подготовки не прошли даром: к началу съемок Алексей уверенно держал кий, правильно двигался и достаточно точно бил по шарам. Самые яркие моменты в фильме, связанные с игрой, ставились с участием наставников. Часть ударов выполнялась ими же. Многие приемы были позаимствованы из архивов спортивных телеканалов. Автором легендарного удара Лемана в картине выступил один из профессиональных игроков.

Удар Лемана. В чем суть?

В фильме судьбу партии решил так называемый удар Лемана. Цель этого приема озвучивает главный герой: «Изюминка удара Лемана состоит в том, что два крайние шара падают в лузу, а биток становится «под партию». Однако знатоки бильярда, которые анализировали этот момент, отмечали, что в картине было допущено немало ошибок: на бильярдных форумах насчитывают более 20 неточностей.

Мы решили разобрать ключевой эпизод картины вместе с президентом Владимирской федерации бильярдного спорта Андреем Степаненковым. Интересно, что в далекие 90-е он стал невольным свидетелем завершения съемок «Классика» в ГТК «Суздаль».

Андрей, как вы оказались в ГТК? Вы знали, что там снимают фильм о бильярде?

Нет, не знал. Мы приехали в ГТК отметить покупку новой машины, которую я пригнал из Парижа. Выхожу утром на второй этаж и вижу Александра Панкратова-Черного, который, судя по его домашнему и немного помятому виду, тоже только что проснулся. Я глазам своим не поверил, подошел, познакомился, он уже тогда был знаменитый актер. Бильярдом я уже серьезно увлекался. Но тогда я еще не возглавлял Федерацию бильярдного спорта Владимирской области, это произойдет позже - в 2006 году. Мне посчастливилось познакомиться со многими прототипами фильма «Классик» – признанными мастерами бильярда: Константином Крюковым, Евгением Масловым, Анатолием Полеем, Георгием Митасовым, Аркадием Лошаковым, Олегом Блиндером. Кстати, готовясь к нашей встрече, я поговорил про удар Лемана со многими из перечисленных профессионалов, узнал их мнение.

И что же такое удар Лемана?

Сразу скажу: удар Лемана – это творческий вымысел режиссера, который он реализовал для того, чтобы создать эффектный финал. В чем главный идея фильма? Нужно понимать, что в то время бильярд был коммерческим, все играли на деньги. Это было бандитское время, речь идет о начале 90-х годов. Федерация спортивного бильярда появится в стране в 1991 году, она станет преемницей Федерации бильярдного спорта СССР. В фильме в провинциальный городок приезжает спортсмен, бывший коммерческий игрок, который держит себя в форме, не курит и не пьет. Он усердно тренируется и добивается по меркам того времени серьезного результата, когда может «положить» серию - восемь шаров с кия. Для сравнения: наш владимирский мастер спорта, абсолютный чемпион России среди юношей до 16 лет и среди юниоров до 19 лет Антон Виноградов забивал 24 шара с кия на первенстве мира.

В книге Лемана удара Лемана нет

А кто же такой этот Леман и где есть описание его удара? Рассказываем: Анатолий Иванович Леман – офицер царской армии, родился в 1859 году. В 1888 он впервые взял в руки кий, а в 1889 году уже написал книгу «Теория бильярдной игры» и стал первым теоретиком русского бильярда. Получается, что книгу свою Леман написал всего через год после того, как начал играть. Был ли он виртуозным игроком? Андрей Степаненков считает, что нет:

Это нереально. К примеру, наш Антон Виноградов тренируется 10 лет. Победы на чемпионате страны он добился через 5 лет. И это были годы упорного труда. Я думаю, Леман был хорошим любителем, но не профессионалом. Бильярд в то время был игрой офицеров. Леман отрабатывал свое мастерство в казарме, где обычно и ставили столы. Многие русские писатели тоже увлекались: Пушкин, Достоевский, Гоголь, Маяковский, Лермонтов, Есенин. Привез в Россию бильярд Петр I, а популярным он стал с середины XIX века. А, вообще, бильярд – игра древняя, ей более 5000 лет.

Парадокс, но когда мы стали искать описание удара Лемана в книге Анатолия Ивановича, то нас ждало разочарование. В его труде нет никакого упоминания о том приеме, который в фильме «Классик» называют ударом Лемана.

Тут вот в чем дело. Когда жил Леман, играли только в русскую пирамиду, то есть одним шаром, причем чужим, было ограничение по времени. На шарах есть цифры, нужно набрать определенное количество очков – под строгий заказ. И играть можно только «битком», – поясняет Андрей.

«Крученый француз» и другие финты

А теперь давайте вспомним, что происходило в фильме «Классик». Многие любители бильярда замечали, что соперники изначально договорились играть в американку, а удар Лемана применяется в русской пирамиде. Наш эксперт подтверждает, что в фильме представлена смесь из разных типов игры.

Герой Гуськова разбивает пирамиду в лоб. Шары раскатываются, и дальше он работает не «битком», а всеми шарами подряд. И это уже свободная пирамида. Причем при ударе в лоб так играть рискованно, потому что можно проиграть. Если не забьешь – проиграешь. Герой идет даже на крайний риск – забивает «крученого француза», который мог застрять в лузе. И судьба партии была бы решена в пользу соперника.

Столь смелой и эффектной финальной сценой за бильярдным столом Георгий Шенгелия хотел показать не только мастерство «спортсмена», но и его уверенность в своих силах. Он рискует и выигрывает потому, что очень хорошо подготовлен. Перед нами уже не типичный представитель коммерческой игры, а первая ласточка нарождающегося спортивного бильярда. Кроме того, у режиссера не было задачи достигать точности, поэтому некая художественная условность выглядит в фильме вполне органично. По словам Шенгелии, важнее было создать психологический портрет игроков лихих 90-х, раскрыть их умение идти до конца, максимально проявляя свои профессиональные и личностные качества в самых сложных условиях. Удалось это режиссеру или нет? Пусть каждый ответит на этот вопрос сам. Но фильм, бесспорно, обладает яркой динамикой, талантливым актерским составом и смотрится на одном дыхании.

Неправильная пирамида

Еще один интересный момент: критики отмечают, что при выставлении пирамиды шары в фильме стоят с очень большим зазором, что для профи недопустимо. Консультант картины Юрий Пантелеев парировал, что пирамиду так выставили намеренно для более точного исполнения удара. Разбираемся с нашим экспертом.

Удар Лемана – это нереально еще по одной причине: есть международные правила, по которым выставляется пирамида, – поясняет Андрей, - В идеале шары должны быть прижаты друг к другу, должны смотреть на точку в доме. Кстати, спортсмены, которые повторяли удар Лемана на практике, подтвердили, что пирамиду нужно выставлять неправильно: крайние шары пирамиды не были прижаты друг к другу и находятся на линиях, направленных к лузам. В «Классике» шары стоят именно так – неправильно. Крайние шары специально раздвигали, чтобы они полетели по нужной траектории.

Вывод из всех этих рассуждений очевиден: удар Лемана можно исполнить только при неправильно выставленной пирамиде, что и было сделано в фильме. Невероятно, но однажды, благодаря уникальному стечению обстоятельств, это удалось сделать и на соревнования очень высокого уровня: на кубке Европы по бильярду в 2002 году при правильно (!) выставленной пирамиде одновременно два шара в крайние лузы отправил российский спортсмен Юрий Пащинский, чемпион мира и Европы, первый заслуженный мастер спорта по русскому бильярду.

Это выдающийся спортсмен. Он вошел в историю бильярда еще тем, что забил 8 шаров с кия с первой попытки на открытом воздухе и на высоте в 4650 метров. Стол был выставлен на Эльбрусе. Однако в Книгу рекордов Гиннесса это невероятное событие не занесли по той причине, что спортсмен играл в русский бильярд. Юрий на одних из соревнований забил 52 шара с кия, это очень сложно, – замечает Андрей.

Снимем «Классик-2»?

Георгий Шенгелия приезжал во Владимир на творческую встречу, и Андрей Степаненков, конечно, не мог пропустить этого события. Он познакомился с режиссером и даже предложил ему снять продолжение легендарного бильярдного боевика:

Я предлагал Георгию Левановичу снять «Классик 2», однако тогда мы еще не были такой сильной федерацией, и режиссер, видимо, не воспринял мои слова серьезно. Это сейчас мы воспитали трех чемпионов России, четырех мастеров спорта, в 2019 году становились третьей в стране командой. Думаю, что можно вернуться к этой идее, и наши спортсмены с удовольствием приняли бы участие в съемках, в том числе в качестве консультантов. И если эти съемки будут, то было бы хорошо, если бы они прошли в Суздале. Очень интересно было бы посмотреть, какой путь прошел спортивный бильярд за 30 лет. Есть ли прогресс? Забегая вперед, скажу вам, что он огромный. Сейчас в области насчитывается не менее 10 000 любителей нашего спорта. Я тренирую детей 15 лет. Моими учениками стали не менее 1000 детей. Мы воспитали 9 медалистов, 4 мастеров спорта, завоевывали медали на мировых первенствах и международных соревнованиях.

Осталось добавить, что, помимо «Классика», в стране не сняли ни одного полнометражного игрового фильма о бильярде. Никто не думал, что проходной боевик 90- х станет символом бильярдного спорта в новой России и приведет в игру тысячи ее поклонников. Кроме того, где еще мы можем увидеть Суздаль в эпоху 90-х да еще в эпицентре столь авантюрной истории? Так что, друзья, если вы хотите в полной мере погрузиться в напряжённую атмосферу боевика «Классик», добро пожаловать в бильярдную ГТК «Суздаль». Спустя 25 лет здесь по-прежнему собираются любители пирамиды. И кто знает, может, именно вам удастся повторить тот самый удар Лемана? Пусть и с некоторой долей условности.