Спасибо
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Ошибка
В процессе получения презентации произошла ошибка.
Мы уже оповещены об этом и устраняем неисправность.
Заказать
звонок
Задать вопрос
и получить консультацию
Подписаться
на рассылку
Программа мероприятия появится уже скоро!
Скачать
презентацию
Отправить
заявку
Название формы
Проект ГТК «Суздаль» задумывался как понятная и определенная цитата из прошлого, связующая нить, которая должна была объединить творческую энергию разных эпох. Все то, чем славилась русская земля с древних времен и до наших дней, органично вписывалось в современное здание турцентра. В результате сочетание получилось мягкое и естественное. Что же это за цитаты?
Показательно, что для облицовки здания использовали настоящий белый известняк – можно сказать, тот же, что и на знаменитых белокаменных средневековых соборах, которые прославили Владимиро-Суздальскую Русь на весь мир и по сей день являются гордостью региона. Более того, художники закрепили эту «цитату» на языке белокаменной резьбы.
У главного входа мы видим элементы, перекликающийся с резными храмами древности – резные включения с традиционными для нашей земли зооморфными и мифологическими изображениями (лев, морской царь, русалка, павлин).
На центральном фасаде ГТК расположена композиция «Время» уникальные резные часы, выполненные в той самой технике, которой пользовались древнерусские мастера. С помощью каменного кружева, сотканного в конце XX столетия, современные художники как будто протянули руку зодчим из прошлого, трудившимся над украшением Дмитриевского, Георгиевского соборов, церкви Покрова на Нерли – белокаменными символами Владимиро-Суздальской земли. Принципиально важным моментом для создателей турцентра стало, чтобы современный архитектор был именно зодчим-строителем, а не бездушным «проектантом», стать которым было очень легко с условиях разделения и специализации строительного процесса того времени.
Циферблат часов стоит на арочном своде с консолями в виде полукруглых кокошников. Этот элемент декора, кстати, очень любили именно суздальские мастера, которые уже к XVII сформировали свой подход к декорированию храмов. Этот стиль отличает аскетичность, сдержанность, минимальное количество деталей, которые повторяются. Здесь вы не встретите пестроты и пышности московского стиля.
Нижний риз, который завершает по нижнему краю композицию «Время», можно наблюдать на церкви Бориса и Глеба в Кидекше, которая датируется в 1152 годом и является первой белокаменной постройкой на Владимиро-Суздальской земле.
Но это не единственная прямая цитата с монументальных храмов прошлого. В силуэтах шести фигур, расположенных в верхней части композиции, угадываются герои белокаменной резьбы с Дмитриевского собора. Узнать их несложно: это зодчий, плотник, каменщик, кузнец, летописец и воин, охраняющий плоды трудов перечисленных созидателей.
В целом вся это многослойная и многосложная белокаменная работа прочно ассоциируется с древнерусским узорочьем.
Композиция «Время» связывает «прошлое с настоящим, говорит о вечности, напоминает о быстротечности времени, утверждает непреходящую в веках ценность труда и искусства,» - пишет в своей книге «Как создавался туристкий комплекс в Суздале» его главный инженер Валерий Брунцев.
На втором этаже здания ГТК встречаешь еще одну восхитительную деталь, мимо которой не пройти. Это цветные витражные вставки ручной работы. Они необычайно украшают интерьеры, всплывая то тут, то там яркими пятнами. Подсвеченные снаружи естественным дневным светом, витражи сверкают, переливаются и дают ощущение объемного изображения. Если присмотреться, то увидишь, что каждая композиция сделана из небольших выпуклых деталей, а потом составлена в единый рисунок. Это кропотливая ручная работа, как и все в ГТК.
В основе каждого сюжета – все те же традиции. Это и символы Суздаля и Владимира – сокол и лев, разнообразные растительные орнаменты, которые мы также можем встретить на внешних стенах наших белокаменных храмов, мотивы русской вышивки.
Известно, что еще в домонгольской Руси в окнах зданий использовали цветное стекло, поэтому встроить витражные окошки в стены ГТК «Суздаль» было вполне ожидаемым и органичным решением. Сегодня уникальные витражи роскошны, они приковывают взгляды, к ним хочется прикоснуться, чтобы в полной мере ощутить их уникальный рельеф. Интересно, что в русский архитектуре витражи часто использовали в северных старообрядческих храмах постройки начала прошлого столетия. И в здании ГТК мы видим те самые классические изделия, выполненные в поморских традициях.
Иностранный турист приезжал в Суздаль и сразу попадал в атмосферу старины, но при этом его окружал современный сервис, обслуживание по высшему классу, роскошь и хлебосольные традиции русского гостеприимства. О пребывании в турцентре, ресторане и в целом в Суздале гости могли оставить отзывы и предложения. Для сбора обратной связи в Мстере были заказаны эксклюзивные книги ручной работы. Интересно, что обложки этих книг были выполнены в знаменитой на весь мир технике лаковой миниатюры. И в этих двух небольших томах (конечно, книг было больше) хранится (как сейчас отзывы на Яндексе) история впечатлений посетителей турцентра из далекого советского прошлого.
Примечательно, что Мстера (как один из старинных центров русской иконописи и декоративно-прикладного искусства) с древних времен была неразрывно связана с Суздалем. “Так, в письменных источниках первой половины XVIII века она упоминается как погост Богоявленская слобода - родовая вотчина князей Ромадановских, расположенная на территории Стародубского княжества, входившего в Суздальскую землю,” - рассказывает в своей статье “Использование в лаковой миниатюре Мстеры традиций древнерусской живописи” Г.И. Григоренко.
Но вернемся к суздальским книгам. Первая называется «Книга отзывов и предложений», а вторая – «Книга впечатлений гостей гостиницы «Суздаль». О чем писали туристы - тема для отдельного разговора.
На обложках книг мы видим знакомую черную лаковую технику. Только изображения особенные, нетрадиционные, выполненные специально для турцентра.
На одной – герб Суздаля. А на другой – композиция, которая как раз и выражает связь времен, разделенных рекой времени с голубыми волнам. Сверху на черном фоне – очертания древних храмов и монастырей Суздаля (чем-то напоминает чеканку). А ниже – современный турцентр, который и продолжает традиции прошлого, и громко заявляет о наступлении нового времени в истории старинного города.
Интересно, что в центре – та самая композиция «Время», символизирующая непрерывность истории. Чем больше изучаешь ГТК «Суздаль», тем больше поражаешься, в каких мельчайших деталях отражается здесь концепция продолжения традиций.
Напомним, что лаковая миниатюра тесно связана с традициями русской иконописи. И Мстёра (наравне с Палехом, Шуей, Холуем) в XIV веке являлась одним из ее центров. После революции необходимость в производстве икон отпала. И уже в 30-е годы XX века иконописцы переориентировались на производство лакированных шкатулок из папье-маше.
Рисунок выполнялся черными красками на основе яично-желтковой смеси. В сюжетах – отражение времени: это и сцены народной жизни, и события советской действительности. Как видим, для ГТК «Суздаль» мстерские мастера создали свою неповторимую композицию.
Есть в пространстве турцентра еще одно уникальное произведение искусства, сделанное руками советских рукодельниц в традициях предшественниц из прошлого.
Парадный занавес киноконцертного зала исполнила рукодельница со сказочным именем – мастер художественного текстиля Суламифь Александровна Заславская.
Перед ней стояла непростая задача: «создать комбинацию ярких красочных пятен, которые вызывали бы «мажорные и оптимистические» настроения», - пишет Валерий Брунцев в своей книге «Преодоление. Как создавался главный туристкий комплекс в Суздале».
Именно Валерий Брунцев, увлекавшийся в детстве вышивкой, нашел идеальную цветовую гамму. Выбор ожидаемо пал на красный цвет, который в древнерусской традиции всегда связывалось с понятием красоты. Красный – значит, красивый! Вспомните, «красное солнышко», «красная девушка». Занавес изготовили из бобруйской красной ткани «москвичка», ею были обтянуты и кресла концертного зала. Эскиз выглядел так: «на фоне необычайно праздничного красного цвета золотились колосья и сверкали лучи солнца, а в нижней части занавеса, как бы утяжеляя его, красовалась аппликация в виде огромных букетов, расцвеченных яркими красками – с включением золота и серебра» (из книги Брунцева).
Как видите, все полностью соответствует исконно русским представлениям о красоте и достатке. А в разрезе современности такая стилистика позволяла проводить как деловые мероприятия самого высокого уровня, так и широкие праздники в русских традициях.
Идея традиционного русского гостеприимства отразилась в двух произведениях, над которыми работала группа московских художников. Оба связаны с главным рестораном турцентра, где гостей до сих пор радушно встречают и угощают.
Как раз у входа в ресторан расположили уникальное мозаичное панно «Гостеприимство» работы московского художника – керамиста А.Н. Кулиева. Художественное полотно сделано из мельчайших кусочков разноцветной итальянской смальты. Довольно редкий материал пришлось буквально доставать по линии Минкульта СССР, вспоминает в своей книге Александр Брунцев.
На мозаичном панно – традиционный сюжет встречи гостей: богатырей, прибывающих на ладье, встречают с хлебом и солью жители православного города Суздаля (за их спиной - пятиглавый собор). На заднем плане – городские сооружения, вверху картины – солнце, изображенное в древнерусской традиции, символ жизни, урожая, тепла и любви. По цветовой гамме панно выполнено в стилистике ростово-суздальской школы иконописи с преобладанием спокойных теплых оттенков, создающих ощущение радушия и гармонии.
А уже внутри ресторана воображение гостей поражала самоварная композиция «Русское веселье», которую изготовил главный художник Юрий Александров. Скульптурная группа украшает парапет антресольного этажа большого зала ресторана.
Выбор сюжета понятен: именно самовар традиционно на Руси считается символом гостеприимства. А тут целых пять огромных кованых самоваров, каждый около двух метров в высоту и украшен медными скульптурами ручной работы. Форма пузатых красавцев разная. И тоже традиционная. Помимо привычной «банки» есть даже самовар-фонтан, с помощью которого в старину не нагревали, а охлаждали жидкость, насыпая в центр изделия кусочки льда. Сюжеты композиции традиционны: купчиха, монах, парень с девушкой в танце. Можно сказать, что это жители патриархального древнего Суздаля, рассказывающие о своем любимом городе в медной пластике.
Идея связать прошлое, настоящее и будущее в пространстве турцентра уникальными художественными деталями, каждая из которых сама по себе уже является произведением искусства, невероятна и оригинальна. И у создателей ГТК «Суздаль» все получилось. Очень радует, что результат их работы мы можем оценивать и сегодня. Связь времен в Суздале не прерывалась, не прерывается и уверенно держит путь в будущее.
«Концепция отдельной архитектурной формы переросла в концепцию образа. Если сегодня выяснилось, что образ здания не чужд городу, что новый период его развития стал одним из закономерных этапов в жизни города, то это означает, что столь длительная и всесторонняя работа над конкретной формой была необходимым этапом реальном решении проблемы сочетания традиционной и современной архитектуры в едином ансамбле», - отмечает автор книги Ю.В. Ранинский «Суздаль - туристкий центр».
Как найти шесть «цитат» из прошлого в элементах декора ГТК «Суздаль»?