8 800 333 09 08

(Звонок по России бесплатный)

Заказать звонок
RU CN EN

Подписывайтесь
в социальных сетях

Поиск по сайту

Меню сайта

8 800 333 09 08
8 800 333 09 08

г. Суздаль, улица Коровники 45

Находясь на gtksuzdal.ru вы соглашаетесь с тем, что мы используем куки-файлы.

Подробнее

Находясь на gtksuzdal.ru вы соглашаетесь с тем, что мы используем куки-файлы.

Подробнее

Перезвоните мне

Имя

Заполните, пожалуйста

Телефон

Заполните, пожалуйста

Отправляя заявку,
вы соглашаетесь с условиями

Политики конфидециальности
8 800 333 09 08

(Звонок по России бесплатный)

Задать вопрос

Имя

Заполните, пожалуйста

Электронная почта

Заполните, пожалуйста

Сообщение

Заполните, пожалуйста

Отправляя заявку,
вы соглашаетесь с условиями

Политики конфидециальности

Спасибо

В ближайшее время мы свяжемся с вами.

Ошибка

В процессе получения презентации произошла ошибка.

Мы уже оповещены об этом и устраняем неисправность.

Заказать
звонок

Как вас зовут?

Пожалуйста, заполните

Контактный телефон

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Задать вопрос
и получить консультацию

Как вас зовут?

Пожалуйста, заполните

Адрес электронной почты

Пожалуйста, заполните

Сообщение

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Подписаться
на рассылку

Адрес электронной почты

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Программа мероприятия появится уже скоро!

Оставьте нам свой email и мы сообщим вам подробности одним из первых.

Адрес электронной почты

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Скачать
презентацию

Как вас зовут?

Пожалуйста, заполните

Адрес электронной почты

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Отправить
заявку

Как вас зовут?

Пожалуйста, заполните

Адрес электронной почты

Пожалуйста, заполните

Сообщение

Пожалуйста, заполните

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

Необходимо принять соглашение

Название формы

Как вас зовут?

Электронная почта

Заезд

Пожелания

Нажимая кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных

ГТК «Суздаль». История в деталях

ГТК «Суздаль» и белокаменное зодчество: что общего?

«Поскольку ГТК был причислен к числу объектов «особой архитектурной значимости», перед авторским коллективом была поставлена задача включения его в архитектурную композицию произведений декоративно-прикладного и монументального искусства,» - пишет Валерий Брунцев в своей книге «Преодоление. Как создавался главный туристкий комплекс в Суздале».

«Цитаты» из прошлого

Художники должны были связать современную архитектуру с традициями древности. Не случайно многие элементы декора в отделке турцентра так или иначе отсылают нас именно к древнерусскому искусству. Места расположения этих элементов в комплексе были определены еще на этапе проектирования. Детали органично вписаны в общий замысел здания, которое сочетает в себе традиции древнего зодчества с достижениями современной архитектуры. Тандем этот мягкий, органичный, естественный. Примечательно, что отдельные произведения были задуманы как своеобразные «цитаты» из прошлого, служащие «эпиграфами» к новому современному произведению, коим и стал турцентр. Как раз такими цитатами и стали резные белые камни на закругленных пилонах главного входа, воплотившие образы и сюжеты владимиро-суздальской архитектуры.

Эффект белого камня

Начнем с того, что для облицовки здания использовали настоящий белый известняк – можно сказать, тот же, что и на знаменитых белокаменных средневековых соборах, которые прославили Владимиро-Суздальскую Русь на весь мир и по сей день являются гордостью региона: церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Дмитриевский, Успенский соборы и Золотые ворота во Владимире, церковь Покрова на Нерли на Боголюбовском лугу, Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.

Однако в условиях советской действительности достать камень нужного размера и в нужном количестве было не так-то просто. Облицовку здания запланировали произвести блоками 40*40*40 см. Производство, расположенное во Владимире, изготавливало плиты других размеров и не соглашалось менять стандарты. И только с помощью обращения в профильное министерство, как вспоминает Валерий Брунцев, удалось убедить директора комбината сделать для ГТК 400 первоклассных белокаменных плит, которыми и провели декорирование всего комплекса. Согласитесь, вот оно – настоящее путешествие во времени: перед нами здание в стиле модерн, от которого буквально веет тысячелетней историей. Эффект белого камня!

Создатели «Скоморохов» и Ильи Муромца

Но кто же это все придумал и воплотил в жизнь? На роль главного художника турцентра пригласили Юрия Александрова, заслуженного художника РСФСР, скульптора, создавшего эмблемы павильонов ВДНХ, декор фасада Московского цирка, композицию «Скоморохи» на фасаде владимирского драмтеатра.

Главным и самым монументальным произведение искусства в пространстве ГТК стала скульптурная композиция «Время», которая была создана в 1976 году.

Надо было найти образную подачу главной фасадной стены. Я выбрал мотив — часы. Белокаменные часы, ведь резьба по камню характерна для построек Суздаля. Это многосложная композиция размером 4X6 метров, здесь и цифры, и знаки Зодиака, и символы времени года…. Я старался не только торжественно и празднично оформить парадный въезд, но и подчеркнуть емкий философский образ, который мы привыкли связывать с часами. Образ времени как символ вечности жизни и быстротечности мгновения, - рассказывал о создании часов сам художник Александров.

Для выполнения резных работ Александров пригласил Вячеслава Михайловича Клыкова, тогда еще мало кому известного.

Не знал я тогда, что этот скромный человек скоро станет легендарной в стране личностью, - пишет в своей книге Валерий Брунцев, - Славу ему принесут десятки уникальных скульптур, среди которой памятники маршалу Г.К. Жукову, Кириллу и Мефодию, Дмитрию Донскому в Москве, Петру I в Липецке, Илье Муромцу - в Муроме.

Вот такие замечательные мастера стали авторами композиции «Время», вложив в нее все свое умение, талант и душу. И результат получился соответствующий. Кстати, имена Александрова и Клыкова увековечены в правом верхнем углу барельефа.

С помощью уникального каменного кружева, сотканного во второй половине XX столетия, современные художники сквозь толщу веков как будто протянули руку древним зодчим, более 800 лет назад трудившимся над украшением Дмитриевского, Георгиевского соборов, церкви Покрова на Нерли.

Зодчий, воин, летописец перебрались с Дмитриевского собора

Белокаменные часы, которые, кстати, идут и до сих пор выполняют свое предназначение, символизируют вечность времени, созидательного труда и искусства.

На циферблате изображены знаки зодиака. Женский фигуры по углам олицетворяют сменяемость времен года. А стоят часы на арочном своде с консолями в виде полукруглых кокошников. Этот элемент декора очень любили именно суздальские мастера. Подобный риз можно наблюдать на церкви Бориса и Глеба в Кидекше, встречается он и на других старинных суздальских храмах.

Но это не единственная прямая цитата с монументальных храмов прошлого. В силуэтах шести фигур, расположенных в верхней части композиции, угадываются герои белокаменной резьбы Дмитриевского собора.

Узнать древних жителей земли суздальской несложно: зодчий, плотник, каменщик, кузнец, летописец и воин, охраняющий плоды трудов перечисленных созидателей.

Курьез с золочением

В целом вся это многослойная и многосложная белокаменная работа прочно ассоциируется с древнерусским узорочьем. Композиция «Время» связывает «прошлое с настоящим, говорит о вечности, напоминает о быстротечности времени, утверждает непреходящую в веках ценность труда и искусства», - пишет в своей книге Валерий Брунцев.

И только одну досадную ошибку в работе над часами допустили советские художники. Изначально стрелки были покрыты сусальным золотом, которое использовалось в старину мастерами, как правило, для внутренних работ в храмах (например, плотники - аргуны украшали им свои деревянные иконостасы).

Однако для внешних работ сусальное золото не подходило: агрессивная уличная среда разрушала покрытие. Кстати, длина стрелок уникальных часов составляет почти два метра. И на их оформление ушло несколько книжек сусального золота, которые также с трудом достали через все то же Министерство культуры, предварительно получив разрешение… милиции. И все напрасно! В результате ошибочного технологического решения стрелки легендарных часов очень быстро потеряли свой золотистый оттенок: от драгоценного металла не осталось и следа.

Как говорят эксперты, для уличных работ следовало использовать иную технику, которой тоже владели древнерусские мастера. Это так называемое огневое золочение, оно пришло к нам из античности и использовалось во времена Древней Руси. Благодаря этой технологии на наших храмах купола были золотыми.

Пусть сегодня стрелки часов утратили свое парадное сияние, но зато каждый из нас может остановиться перед монументальной композицией и провести несколько минут наедине с вечностью, задумавшись о быстротечности жизни. Да, время невозможно осязать, но на каждом витке истории оно способно воплотиться в талантливых произведениях искусства, с помощью которых можно не только совершить путешествие в прошлое, к своим корням, к своей идентичности, но и представить свое будущее. Именно такую прочную и мудрую связь времен и хотели воплотить в этом художественном символе создатели ГТК “Суздаль”.