Спасибо
В ближайшее время мы свяжемся с вами.
Ошибка
В процессе получения презентации произошла ошибка.
Мы уже оповещены об этом и устраняем неисправность.
Заказать
звонок
Задать вопрос
и получить консультацию
Подписаться
на рассылку
Программа мероприятия появится уже скоро!
Скачать
презентацию
Отправить
заявку
Название формы
Самовар на столе - веселей вдвойне! Конечно же, пространство ГТК «Суздаль» не могло обойтись без самого главного символа русского гостеприимства – самоваров, которые испокон веков на Руси встречали гостей, собирали семью на вечерние посиделки, делали жизнь душевнее и уютнее. Поэтому одной из ключевых художественных деталей суздальского туристического комплекса, отсылающей гостей к русским национальным традициям, стала уникальная композиция ручной работы «Русское веселье».
Это пять двухметровых медных красавцев, которые были выкованы вручную главным художником проекта ГТК Юрием Александровым и установлены на втором этаже в основном ресторане комплекса – так, чтобы они возвышались над залом, который теперь вполне ожидаемо называют самоварным.
По воспоминаниям художников, «самоварная» идея возникла спонтанно: после того, как основные отделочные работы в зале ресторана были закончены, стало ясно, что на балконе образовалась определённая пустота, которую надо было чем-то заполнить. И чем же ее заполнить в помещении, где даже интерьер должен зазывать, угощать и ублажать гостей? Ответ очевиден. Конечно, русскими самоварами.
Два года (с 1974 по 1976) ушло у Юрия Александрова на изготовление этих огромных скульптур. Кстати, чтобы осознать уровень главного художника ГТК «Суздаль» в масштабе страны, достаточно упомянуть некоторые другие его работы: фигуры павильонов московского ВДНХ и цирка на Цветном бульваре, а также скульптуры на Владимирском театре драмы.
В работе я применял вырезку, вытяжку, выколотку меди. Модель выкраивалась из листов меди, затем чеканилась и собиралась в форму. Сделанность вещи, ее проработанность только усиливают декоративную содержательность скульптуры. Я стремился сделать вещи занятными для разглядывания, чтобы в каждой была интересная деталь. Нам недостает небольших вещей, соизмеримых с человеком, даже с его физическим размером, - рассказывал о работе над композицией «Русское веселье» Юрий Александров.
Действительно, скульптуры объемные, проработанные до мельчайших портретных деталей, эмоциональные и живые. К ним можно подойти, внимательно рассмотреть и даже осторожно потрогать. Поражает общая динамичность композиции – здесь кипит городская жизнь, мы как будто попадаем на улицы старого Суздаля. Вот задумавшийся монах, лихо танцующие девушка и молодой человек, парень с задорной гармошкой, дородная купчиха за чашкой дымящегося чая. Вот такие они, воплощенные в меди руками талантливого художника, жители старинного города, которые предстают перед нами в типичных сюжетах русской народной жизни.
Я стремился ввести человеческую теплоту в сюжеты, окрасить их мягким юмором, чтобы зрителю было приятно рассматривать их одежду, лицо, украшения. Высота фигур 80 сантиметров, всей композиции — не более 2 метров. Сделаны они из кованой меди, с подсветом. Вещи небольшие, стоят на парапете балкона. К ним можно подойти довольно близко. Поэтому я стремился к ювелирной тщательности и изяществу в их обработке, - подчеркивает Юрий Александров.
Интересно, что художественная композиция «Русская веселье» была увековечена еще с помощью одного вида искусства - кино. В 1982 на советские экраны вышел новогодний фильм «Чародеи» «Чародеи», финальная сцена которого снималась как раз в ГТК «Суздаль». В этой сцене на экране появляются пять суздальских самоваров, которые стали настоящим украшением картины, придав завершающему эпизоду особую праздничность и сказочность. Будете пересматривать «Чародеев» – обязательно обратите внимание на «Русское веселье».
С тех времен банкетный зал практически не изменился. Разве что у некоторых скульптур исчезли некоторые медные детали, но это уже совсем другая история – из эпохи 90-х, когда самовары были невольными свидетелями лихих посиделок с участием «малиновых пиджаков». Так называли новых русских, или бизнесменов постсоветской России. Именно тогда купчиха, к примеру, лишилась своего медного блюдца. При каких обстоятельствах – история умалчивает, однако в ту пору все медное сдавалось в пункты приема цветного металла. Возможно, и купеческое блюдце из раритетной художественно композиции «Русское веселье» постигла та же печальная участь. Но это тоже часть истории ГТК «Суздаль». Пусть и неоднозначная.
Нужно сказать, что Владимирская область с XVIII века славилась медно-латунными производствами, на которых в том числе делали и самовары. Сегодня эти изделия считаются коллекционной редкостью. В Киржаче, к примеру, в 1798 году работало 24 медных завода. И основаны они были одновременно со знаменитыми тульскими производствами. Изначально «киржачским» был и известный промышленник Кольчугин, который купил и перенес четыре завода из Московской области в село Васильевское. Оно позже и стало городом Кольчугино. Таким образом, суздальская композиция «Русское веселье» представляет еще одну грань таланта, которыми славились мастера земли владимирской – искусством обработки металла.
Важно отметить, что Юрий Александров в своей композиции изобразил самовары различных форм, которые производили местные заводы, ведь самовары использовались для разных целей и компаний. В обычной семье самовар был на половину ведра, а в трактире уже держали ведерные. Эгоист – самовар на одну чашку, тет-а-тет – уже на двоих. Медное изделие, собиравшее семью за дружным столом, было дорогим удовольствием. Позволить самовар мог себе не каждый.
Среди суздальских художественных великанов мы видим самовары в форме рюмки, украшенной интересным декором. Есть банка – это наиболее распространенная форма.
Особенно выделяется самовар - фонтан. Он нетрадиционной формы, более приземистый, овальный, и у него отсутствует отверстие для трубы. Почему? Потому что фонтан использовался не для нагревания жидкости, а для ее охлаждения: в центральную емкость закладывали лед, который ускорял остывание кипятка.
Приятно, что художник Юрий Александров очень детально и скрупулёзно подошел в истории самоварного производства и сделал разнообразные и достаточно точные копии изделий, которые могли принимать гостей в домах жителей Владимирской губернии лет 200 назад. Таким образом, уникальная самоварная композиция «Русское веселье» наравне с композицией «Время» и фрагментами белокаменной резьбы на фасаде здания, мозаикой «Гостеприимство», кованым камином заняла свое достойное место в творческом пространстве ГТК «Суздаль», где все элементы указывали на глубокие связи современности с культурой прошлого Владимиро-Суздальской земли. Как мы помним, это и есть ключевая идея создателей турцентра, которую они блестяще смогли воплотить в жизнь.
Это время творческих поисков и работы я вспоминаю с благодарностью. Оно позволило еще раз обратиться к живительным истокам русского искусства, заново осознать его глубокую традиционность и вечную новизну. Сама близость бессмертных творений отечественного зодчества диктовала особую меру ответственности. Создания художников сегодняшних дней должны доставлять людям радость, сообразуясь с правилами гармонии, разумности и красоты, которыми в совершенстве владели наши предки, - так охарактеризовал Юрий Александров свою работу в проекте ГТК.
«Русское веселье»: чем примечательны кованые самовары главного ресторана ГТК «Суздаль»?